Роспотребнадзор защищает права потребителей

Роспотребнадзор защищает права потребителей

В Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 1 полугодие 2018 года поступило 351 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей.

В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и их изготовителях. В группу товаров и услуг, в отношении которых часто консультируются потребители, вошли: сложно-технические товары бытового назначения и нарушения правил оказания коммунальных услуг, услуг связи, образовательных услуг.

Из общего количества поступивших обращений – письменных 36, устных – 329.

Наибольшее количество устных обращений поступило по вопросам правил продажи сложно-технических товаров бытового назначения – 90, продажа товаров дистанционным способом – 32, оказания услуг – 175, в том числе: по жилищно-коммунальным услугам – 36, образовательным – 27, по услугам связи – 24, финансовым – 27, медицинским – 21, туристическим – 29, транспортным – 11.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по ЧР на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям. Подготовлено потребителям 3 претензий к продавцам, исполнителям услуг.

Развитие эффективного потребительского рынка невозможно без воспитания потребителя, предъявляющего грамотные требования к товарам и услугам на потребительском рынке, непримиримого к недобросовестным продавцам и исполнителям, некачественным товарам и услугам.

Помимо непосредственной помощи потребителям в подготовке и оформлении претензий их законными требованиями по отношению к продавцам (изготовителям, исполнителям, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю) и информирования широкого круга населения о правах потребителей, Управлением уделяется большое внимание превентивным мерам, направленным на повышение потребительской и правовой грамотности населения, особенно среди учащейся молодежи республики. В связи с этим информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей является одной из приоритетных задач, стоящих перед Управлением.

Основными направлениями информационно-просветительской работы, в целях повышения уровня правовой грамотности граждан, привития им навыков потребительской культуры, являются: информирование широкого круга населения о правах потребителей и действиях по реализации и защите

этих прав с привлечением средств массовой информации и Интернет – ресурсов; воспитание у молодежи потребительской культуры и грамотного поведения при приобретении товаров и услуг; повышение уровня правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное и в целях повышения правовой грамотности среди учащейся молодежи республики по вопросам защиты прав потребителей, в 1 квартале 2018 года специалистами отдела защиты прав потребителей Управления запланированы и проведены факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары по пропаганде, разъяснению и применению на практике потребительского законодательства среди учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, студентов ВУЗов во всех городах и районах Чеченской Республики.

Так, за период с 1 февраля по 28 марта текущего года специалистами Управления, в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, проведено 83 мероприятий (факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары), количество распространенных буклетов и информационных листов среди учащейся молодежи, освещающие вопросы защиты потребительских прав – 3850. Всего информационно-просветительской работой охвачено более 3000 участников.

За указанный период было дано 273 консультации (238 – по телефонам «горячих линий», 35 – в ходе личных приемов граждан):

* 76 консультаций связано с вопросами в сфере предоставления услуг (бытовых услуг – 36, услуг связи – 22, туристских услуг – 18),

* 197 консультаций связано с вопросами приобретения товаров (технически сложных товаров – 62, пищевых продуктов – 46, одежды – 18, обуви – 23, мебели – 12, продажи товаров дистанционным способом – 14, прочих товаров – 22).

 

Разработан план действий Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее по тексту – Управление) по организации и проведению комплекса мероприятий, приуроченных к Всемирному дню без табака.

Организованы и проведены лекции среди учащейся молодежи на факультетах Чеченского государственного университета, и в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики на темы: «О вреде курения табачных изделий», «О вреде насвая» (запланированы и согласованы с ректорами Чеченского государственного университета, начальником департамента образования г. Грозного). Всего проведено лекций – 9.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике 30.05.2018 г. проведен форум для учащейся молодежи Чеченского государственного университета на тему: «О вреде курения табачных изделий», приуроченный к Всемирному дню без табака, который отмечается 31 мая 2018 года.

На форуме было отмечено, что согласно статистическим данным приверженцы курения в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Свыше 90 % больных раком легких опять-таки из этой категории. Каждый седьмой долгое время курящий болеет облитерирующим эндартериитом – тяжким недугом кровеносных сосудов. У курящих людей часто встречаются раковые опухоли различных органов – пищевода, желудка, гортани, почек. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине даже появился термин “Пассивное курение”.

Также, форум стал дискуссионной площадкой для рассмотрения и решения актуальных вопросов в сфере защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, таких как: банковская карта, банки и кредиты, страхование.

В тесном диалоге с молодежью обсуждались основы законодательства о защите прав потребителей: права потребителя при обнаружении в товаре недостатков; сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара; сроки удовлетворения отдельных требований потребителя; право потребителя на обмен товара надлежащего качества; сроки замены товара ненадлежащего качества; ответственность продавца (изготовителя, индивидуального предпринимателя) за просрочку выполнения требований потребителя,

В завершающей части встреч со студенчеством и учащейся молодёжью с целью закрепления информационного блока, были вручены тематические памятки, информационные листы, освещающие вопросы защиты потребительских прав.

Указанные мероприятия Управлением запланированы на второе полугодие текущего года.