Анализ информационно-просветительской работы за период январь – сентябрь 2018 г.

Развитие эффективного потребительского рынка невозможно без воспитания потребителя, предъявляющего грамотные требования к товарам и услугам на потребительском рынке, непримиримого к недобросовестным продавцам и исполнителям, некачественным товарам и услугам.

Помимо непосредственной помощи потребителям в подготовке и оформлении претензий их законными требованиями по отношению к продавцам (изготовителям, исполнителям, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю) и информирования широкого круга населения о правах потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее – Управление) уделяется большое внимание превентивным мерам, направленным на повышение потребительской и правовой грамотности населения, особенно среди учащейся молодежи республики. В связи с этим, информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей является одной из приоритетных задач, стоящих перед Управлением.

Основными направлениями информационно-просветительской работы в целях повышения уровня правовой грамотности граждан, привития им навыков потребительской культуры, являются: информирование широкого круга населения о правах потребителей и действиях по реализации и защите этих прав с привлечением средств массовой информации и Интернет – ресурсов; воспитание у молодежи потребительской культуры и грамотного поведения при приобретении товаров и услуг; повышение уровня правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности.

 

1. О проведенных мероприятиях, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, который отмечался 15 марта 2018 года.

 

1. Разработан план действий Управления по организации и проведению комплекса мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей.

2. Доведена до потребителей информация о тематике проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, путем размещения соответствующей информации на сайте Управления и в средствах массовой информации Чеченской Республики.

3. Размещена информация на сайте Управления и статьи в местных газетных издательствах, даны интервью на телерадиокомпаниях, на темы:

* Девиз Всемирного дня прав потребителей в 2018 году – «Making digital marketplaces fairer» – «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными»;

* «Выбор – одно из основных прав потребителя»;

* «Права потребителя при покупке в интернет магазине»;

* «На что необходимо обратить внимание потребителю при заключении договора купли-продажи и оказании услуг»;

* «По основам потребительских знаний, куда включены: основные права потребителей, что делать, если все-таки свои права придется отстаивать, образец претензий, экспертиза товаров и услуг, информация об ответственности предпринимателя в случае продажи товара с недостатками»;

* «О вреде курения табачных изделий и курительных смесей»;

* «О вреде энергетических напитков»;

* «Судебная защита прав потребителей» и др.

Количество выступлений по телевидению – 7, по радио – 2; публикаций в СМИ – 13, на сайте – 8.

 

В Управлении организовано ежедневное консультирование потребителей в рамках телефонной «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей. Так, за период с 1 февраля по 28 марта текущего года специалистами Управления проведено 87 мероприятий (факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары), количество распространенных буклетов и информационных листов среди учащейся молодежи, освещающие вопросы защиты потребительских прав – 3850, количество проведенных «круглых столов» на тему «Защита прав потребителей» в Чеченском государственном университете – 2. Всего информационно-просветительской работой охвачено более 5000 участников.

За указанный период было дано 273 консультации (238 – по телефонам «горячих линий», 35 – в ходе личных приемов граждан).

В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и их изготовителях. В группу товаров и услуг, в отношении которых часто консультируются потребители, вошли: продовольственные товары, сложно-технические товары бытового назначения и нарушения правил оказания коммунальных услуг, услуг связи.

 

4. В целях развития потребительского образования среди учащейся молодежи, Управлением организованы и проведены факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары на факультетах Чеченского государственного университета, Грозненского государственного нефтяного технического университета, в общеобразовательных учреждениях г. Грозного и в районах Чеченской Республики – по пропаганде и разъяснению

законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе о правах потребителя при покупке в интернет магазине» (запланированы и согласованы с ректорами Чеченского государственного университета, Грозненского государственного нефтяного технического университета, начальником департамента образования Мэрии г. Грозного).

В тесном диалоге с молодежью обсуждались основы законодательства о защите прав потребителей, права потребителя в вопросах безопасности товара (работы, услуги), информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Помимо этого, специалисты Управления озвучили информацию о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков, заострили внимание на вопросе компенсации причиненного морального вреда, а также рассказали о судебной защите прав потребителей и основах здорового образа жизни.

Участникам мероприятий было рассказано об основных понятиях, используемых в Законе о защите прав потребителей, о том, в каких случаях можно применить его положения, а в каких это невозможно. Был сделан особый акцент на правах, которыми обладает потребитель, и законных путях их защиты. Что немаловажно, знакомство учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, студентов ВУЗов с основами потребительского законодательства происходило на примерах конкретных жизненных ситуаций, возникающих при приобретении товаров (услуг). Опираясь на статьи Закона о защите прав потребителей, участники на конкретных примерах попытались разобраться в тонкостях применения Закона. Также обсудили множество вопросов решения реальных проблем и ситуаций, в которых оказывались участники мероприятий.

В завершающей части встреч со студенчеством и учащейся молодёжью с целью закрепления информационного блока, были вручены тематические памятки, информационные листы, освещающие вопросы защиты потребительских прав.

 

 

 

2. О проведенных мероприятиях Управлением, приуроченных к Всемирному дню без табака, который отмечался 31 мая 2018 г.

1. Разработан план действий Управления по организации и проведению комплекса мероприятий, приуроченных к Всемирному дню без табака.

2. Размещена информация на сайте Управления и статьи в местных газетных издательствах, даны интервью на телерадиокомпаниях на темы:

* «О вреде курения табачных изделий»;

* «О вреде насвая».

 

3. Организованы и проведены лекции среди учащейся молодежи на факультетах Чеченского государственного университета, Грозненского государственного нефтяного технического университета и в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики на темы: «О вреде курения табачных изделий», «О вреде насвая».

4. Управлением 30.05.2018 г. проведен форум в Чеченском государственном университете на тему: «О вреде курения табачных изделий», приуроченный к Всемирному дню без табака.

Участники форума отметили особую важность пропаганды здорового образа жизни. Было отмечено, что курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей и подростков, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Форум стал дискуссионной площадкой для рассмотрения и решения актуальных вопросов охраны здоровья населения и формирования здорового образа жизни.

В завершающей части встреч со студенчеством и учащейся молодёжью с целью закрепления информационного блока, были вручены тематические памятки, информационные листы, освещающие вопросы защиты потребительских прав.

5. Управлением 29.05.2018 г. проведена акция по распространению буклетов среди учащейся молодежи Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий и Чеченского колледжа экономики и управления с информацией «О вреде курения табачных изделий».

6. Управлением организованы и проведены семинары на базе префектур г. Грозного и районных администраций республики с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке Чеченской Республики по разъяснению требований:

* Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части установления ограничений торговли табачной продукцией и табачными изделиями);

* Закона Чеченской Республики от 26 апреля 2013 г. N 8-РЗ "Об ограничениях в сфере розничной продажи и распространения безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков".

Разработаны методические рекомендации с информацией «Об ограничениях торговли табачной продукцией и табачными изделиями», «Об ограничениях в сфере розничной продажи и распространения безалкогольных и слабоалкогольных тонизирующих напитков," и в ходе проведения семинаров проведена работа по распространению указанных методических рекомендаций среди предпринимателей республики.

 

 

3. О проведенных мероприятиях, приуроченных к Дню знаний, который отмечался 1 сентября 2018 года.

 

В связи с началом нового 2018-2019 учебного года, Управлением проведена следующая информационно – просветительская работа:

- проведено 96 консультаций граждан по вопросам качества и безопасности детских товаров по телефонам «горячих линий». семинаров – 7, лекций – 11, выступлений на ТВ – 1, публикаций в СМИ – 6, распространено листовок с рекомендациями для родителей – 1070.

Наиболее часто обсуждаемые вопросы касались школьной тематики: как правильно выбрать школьную одежду, обувь, портфели и ранцы.

Из общего числа консультаций по вопросам качества и безопасности детских товаров 39,4 % приходится на одежду для обучающихся, 18,8% – на обувь, 27,8 % – на ранцы и портфели. на школьно-письменные принадлежности – 14%.

В рамках работы «горячих линий» в адрес Управления поступили обращения граждан, касающиеся следующих вопросов:

* правильного выбора школьных ранцев и безопасной школьной формы;

* требований к маркировке на товары для детей;

- требований к безопасности детской одежды, обуви, книжной продукции и школьно-письменных принадлежностей.