Развитие эффективного потребительского рынка невозможно без воспитания потребителя, предъявляющего грамотные требования к товарам и услугам на потребительском рынке, непримиримого к недобросовестным продавцам и исполнителям, некачественным товарам и услугам.
Помимо непосредственной помощи потребителям в подготовке и оформлении претензий их законными требованиями по отношению к продавцам (изготовителям, исполнителям, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю) и информирования широкого круга населения о правах потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее-Управление) уделяется большое внимание превентивным мерам, направленным на повышение потребительской и правовой грамотности населения, особенно среди учащейся молодежи республики. В связи с этим, информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей является одной из приоритетных задач, стоящих перед Управлением.
Основными направлениями информационно-просветительской работы, в целях повышения уровня правовой грамотности граждан, привития им навыков потребительской культуры, являются: информирование широкого круга населения о правах потребителей и действиях по реализации и защите этих прав с привлечением средств массовой информации и Интернет - ресурсов; воспитание у молодежи потребительской культуры и грамотного поведения при приобретении товаров и услуг; повышение уровня правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное и в целях повышения правовой грамотности среди учащейся молодежи республики по вопросам защиты прав потребителей, в 1 квартале 2018 года специалистами отдела защиты прав потребителей Управления запланированы и проведены факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары по пропаганде, разъяснению и применению на практике потребительского законодательства среди учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, студентов ВУЗов во всех городах и районах Чеченской Республики.
Так, за период с 1 февраля по 31 марта текущего года специалистами Управления, в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, проведено 78 мероприятий (факультативные занятия, уроки-практикумы, лекции, беседы, семинары), количество распространенных буклетов и информационных листов среди учащейся молодежи, освещающие вопросы защиты потребительских прав - 3850, количество проведенных «круглых столов» на тему «Защита прав потребителей» в Чеченском государственном университете - 2. Всего информационно-просветительской работой охвачено более 5000 участников.
За указанный период было дано 273 консультации (238 - по телефонам «горячих линий», 35 - в ходе личных приемов граждан):
Общие вопросы применения положений законодательства о защите прав потребителей |
32 |
Услуги ЖКХ |
32 |
Услуги связи |
22 |
Туристские услуги |
18 |
Финансовые услуги |
27 |
Медицинские услуги |
19 |
Образовательные услуги |
26 |
Транспортные услуги |
11 |
Технически сложные товары (в т.ч. бытового назначения) |
62 |
Продажа товаров дистанционным способом |
24 |
В тесном диалоге с молодежью обсуждались основы законодательства о защите прав потребителей,права потребителя в вопросах безопасности товара (работы, услуги), информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Специалисты Управления озвучили информацию о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков, заострили внимание на вопросе компенсации причиненного морального вреда, а также рассказали о судебной защите прав потребителей.
Участникам мероприятий было рассказано об основных понятиях, используемых в Законе «О защите прав потребителей» (далее - Закон), о том, в каких случаях можно применить его положения, а в каких это невозможно. Был сделан особый акцент на правах, которыми обладает потребитель, и законных путях их защиты. Что немаловажно, знакомство учащихся школ, гимназий, лицеев, техникумов, студентов ВУЗов с основами потребительского законодательства происходило на примерах конкретных жизненных ситуаций, возникающих при приобретении товаров (услуг). Опираясь на статьи Закона, участники на конкретных примерах попытались разобраться в тонкостях применения Закона.
В завершающей части встреч со студенчеством и учащейся молодёжью с целью закрепления информационного блока, были вручены тематические памятки, информационные листы, освещающие вопросы защиты потребительских прав.
Указанные мероприятия Управлением запланированы до конца апреля и на второе полугодие текущего года.