Об участии Роспотребнадзора в заседаниях Комитета по политике в сфере потребления и Рабочей группы по безопасности потребительской продукции на площадке Организации экономического сотрудничества и развития.

С 8 по 11 апреля Роспотребнадзор принял участие в заседаниях Комитета по политике в сфере потребления и Рабочей группы по безопасности потребительской продукции на площадке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Насыщенная повестка заседаний была связана с обсуждением тем, касающихся развития цифровых технологий, определяющих обновление подходов к регулированию рынков продукции и услуг с точки зрения защиты прав потребителей. Одна из главных дискуссий развернулась вокруг темы голосовых помощников, популярность которых возрастает с каждым годом, поскольку совершенствуются технологии распознавания речи. Помимо существенной пользы для потребителей, о которой рассказали представители компании Googlе и Amazon (например, уже сегодня использование голосовых помощников позволяет без обращения к экрану компьютера или мобильного устройства искать нужные товары, добавлять их в корзину и оплачивать покупки, при этом в несколько раз сокращается время на покупку), появляются и новые риски для потребителей. Алгоритмы поиска и покупок могут не учитывать изменившиеся предпочтения потребителей или продвигать определённые виды товаров и услуг, описание товара или услуги доводится в самом сжатом виде, при таких способах покупки не видны отзывы потребителей, невозможно сделать сравнение товаров и услуг по цене и иным характеристикам, что может приводить к неправильному выбору и необоснованным тратам. В своем выступлении с обзором российского опыта защиты прав потребителей Роспотребнадзором была представлена информация о наиболее проблемных с точки зрения российских потребителей сферах потребительских правоотношений, к которым относятся сектор финансовых услуг, дорогостоящих покупок в традиционной рознице (мебель, бытовая техника и электроника), а также качество жилищно-коммунальных услуг. Практические подходы к решению этих и ряда других проблем уже заложены в национальной стратегии совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей. На это направлены принятие «закона об агрегаторах», разработка законов об онлайн урегулировании споров, о создании института коллективных исков, запуск единого колл-центра по вопросам защиты прав потребителей, реализация программы финансовой грамотности, обновление информационых ресурсов и создание новых цифровых сервисов, принятие региональных программ по обеспечению прав потребителей. Также был представлен российский опыт использования технологий искусственного интеллекта в целях защиты прав потребителей. На заседании Комитета по потребительской политике впервые началось обсуждение крайне важного вопроса о возможных подходах к оценке эффективности потребительской политики, реализуемой разными государствами, о ее влиянии на устойчивое экономическое развитие экономики и снижение издержек потребителей. Отдельной проблемой многих стран является сложность и недостаточная точность оценки ущерба, причиняемого потребителям. В выступлении делегатов от Японии был озвучен их опыт подобных измерений, основанных на построении аналитических моделей, учитывающих результаты статистических опросов потребителей. По подсчетам Японского Агентства по защите прав потребителей и подведомственной организации «Национальный центр по делам потребителей Японии» ежегодный ущерб потребителей составляет почти 5 трлн. йен, или почти 1% ВВП. По прежнему повышенное внимание уполномоченных органов стран ОЭСР приковано к проблеме персональных данных, в связи с чем Комитет готовит рекомендации по этому вопросу, которые базируются на признании применимости основных подходов, используемых при защите прав потребителей к защите их персональных данных (доведение информации о целях и способах использования персональных данных, обеспечение безопасного хранения и защиты данных, недопустимость одностороннего изменения договорных условий, запрет на использование недобросовестных практик в этой сфере). Учитывая, что еще одна тема - персональное ценообразование, активно обсуждалась на прошлых заседаниях Комитета по потребительской политике, в 2019 году будет проведен большой исследовательский проект, призванный определить как индивидуальные ценовые предложения будут восприниматься потребителями, насколько справедливой им покажется такая практика и как она повлияет на результаты выбора товаров и услуг. В свою очередь усилия Рабочей группы по безопасности потребительской продукции в настоящее время сосредоточены на пересмотре 6 базовых документов ОЭСР, разработанных еще в 40-50 лет назад, с целью подготовки новых Рекомендаций Совета ОЭСР по безопасности потребительской продукции. Роспотребнадзор входит в состав неформальной рабочей группы, участвуя в подготовке ключевых положений новых рекомендаций. Так, Роспотребнадзором предложено в числе базовых рекомендаций более последовательно описать всю цепочку необходимых практических действий уполномоченных органов по обеспечению безопасности продукции, начиная от сбора и учета информации о причиненном потребителям вреде, далее переходя к проверке полученных сигналов на основе риск-ориентированных моделей контроля, принятию адекватных мер, направленных на добровольное и принудительное (при необходимости) изъятие опасной продукции из оборота и заканчивая развитием информационных систем, ориентированных на трансграничное сотрудничество и оповещение заинтересованных лиц о существующей опасности. При обсуждении вопроса о приоритетах Рабочей группы Россия поддержала подходы по расширению понятия «продукция» куда помимо традиционных товаров также необходимо относить цифровые товары, умные устройства, продукцию, относящуюся к развивающемуся сегменту «Интернета вещей» и иные технологические инновации. В этой связи меняются также подходы к пониманию того, что безопасность товаров - это не только их способность не причинять вред жизни и здоровью потребителей при непосредственном их использовании. С развитием технологий решающее значение приобретает также кибербезопасность выпускаемой продукции, программного обеспечения, облачных решений. Сохранность персональных данных и защита программной начинки товаров от взлома напрямую влияет на личную и имущественную безопасность людей. Работа, направленная на реализацию в России лучшего международного опыта защиты прав потребителей, будет продолжена. В настоящее время рекомендации ОЭСР уже нашли отражения в ряде законопроектов, в подготовке которых участвует Роспотребнадзор.