Об итогах надзора за реализацией антитабачного закона за 9 месяцев 2019 года

По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья человека.

Ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака в Российской Федерации, погибают, по разным оценкам, около 300 тысяч граждан.

В целях снижения болезней, ассоциированных с потреблением табака, в Российской Федерации принят целый комплекс мер, направленных на создание базовых условий для защиты здоровья россиян.

Административная ответственность за нарушения требований Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» была введена Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В отношении организаций, осуществляющих реализацию табачной продукции на соответствие требований Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», технического регламента Таможенного союза TP ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию» Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 9 месяцев 2019 г. проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 95 хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот табака и табачной продукции.

В ходе надзорных мероприятий выявлены факты нарушений требования частей 4, 8 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», части 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, в части:

- запрета розничной торговли табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией их в торговом зале;

- запрета оптовой и розничной торговли насваем и табаком сосательным (снюсом);

- отсутствия перечня продаваемой табачной продукции с указанием цены;

- реализация табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательных учреждений.

По результатам проверок снят с реализации и утилизирован «насвай», табак сосательный (снюс) в количестве 11,3 кг. на сумму 33000 рублей, возбуждено 17 дел об административном правонарушении ст. 14.15 (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров), ч. 1, 2 ст. 14.53 (Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями) КоАП РФ и вынесено 17 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 102 000,0 рублей.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.12.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающего курение табака в общественных местах, в России активизировалось использование различных электронных систем доставки никотина (ЭСДН) или продуктов, не являющихся никотином (ЭСДПН) – «вейпинг».

Электронные системы доставки никотина (ЭСДН), наиболее распространенным вариантом которых являются «электронные сигареты» и «вейпы», представляют собой устройства, в которых вместо сжигания или использования табачного листа происходит испарение раствора для его последующего вдыхания пользователем.

Производители используют агрессивное продвижение устройств для вейпинга. Электросигареты могут бездоказательно позиционироваться производителями в качестве средства никотинзаместительной терапии, однако они, фактически, могут способствовать распространению никотиновой зависимости и увеличению потребления никотина.

Распространение жевательного и нюхательного табака также создает и поддерживает никотиновую зависимость, которая в настоящее время приобрела популярность, в том числе среди молодежи и подростков, которые ранее не потребляли табачные изделия и никотинсодержащую продукцию.

В целях решения задач по охране здоровья граждан от вредного их воздействия считаем необходимым ввести единое законодательное по регулированию использования электронных средств доставки никотина и изделий, которые используются для вдыхания продуктов горения, нагревания или испарения табака и различных смесей (в том числе кальянов), в том числе используемых для данных устройств, аналогичное требованиям, содержащимся в Федеральном законе от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».