Потребителям жилищно-коммунальных услуг о разграничении полномочий среди контрольно-надзорных органов в сфере ЖКХ

         Несмотря на разграничения полномочий среди контрольно-надзорных органов в сфере ЖКХ, в Роспотребнадзор продолжают поступать обращения с    вопросами, решение которых не относится к компетенции службы.

         В своих обращениях заявителями ставятся вопросы о привлечении управляющих компаний к административной ответственности за ненадлежащее техническое состояние и содержание общего имущества многоквартирных домов, за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами и других вопросов.

         В связи с этим разъясняем, что согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации решение таких вопросов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.  В Чеченской Республике таким органом является «Служба государственного жилищного надзора Чеченской Республики», адрес: ул. Сайханова, д.101, г. Грозный, Чеченская Республика, 364030, тел.: 8(8712)29-65-21, e-mail: info@zhilnadzor-chr.ru. 

         К компетенции государственного жилищного надзора согласно постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» относится контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, определения размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги, т.е. соблюдение  нормативных правовых актов, утвержденных в соответствии со ст. ст. 39, 156 и 157 ЖК РФ, к которым в частности относятся:

- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

 

 

         В сфере оказания жилищно-коммунальных услуг Роспотребнадзор вправе рассматривать обращения по следующим вопросам:

- нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услугах и их исполнителях;

- навязывание дополнительных платных услуг, не предусмотренных договором управления;

- негативное воздействие на жителей базовой станции сотовой связи;

- неудовлетворительное качество воды;

- микроклимат и освещенность в квартирах (низкая температура воздуха, недостаточное освещение);

- нарушения требований законодательства при размещении контейнерных площадок и их неудовлетворительное содержание;

- наличие грызунов и насекомых в жилом доме и на придомовой территории;

- шум от работы инженерного оборудования.

         Кроме того, к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов в установленной сфере деятельности также относятся:

- привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, в частности, права на информацию, права на безопасность и др. (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

- обращение в суд с заявлениями в защиту потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей (пп.7 п.4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

- вступление в рассматриваемое судом дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»),

         Вместе с тем, в области жилищных отношений при осуществлении своих полномочий Роспотребнадзор  руководствуется соответствующими материалами проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан - потребителей ЖКУ.

         Важное значение имеет также и то, что предметом отношений, регулируемых законодательством  о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а именно - товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров: купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

         Причем, в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, рассматривается исключительно жилое помещение (ст. 16 ЖК РФ).

         Отношения, касающиеся возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение, прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию (ст. 4, 10, 11, 30, 37, 39 и др. ЖК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируется.

         Также не подпадают под отношения, регулирующие законодательством о защите прав потребителей, отношения по управлению многоквартирным домом и его содержанию, т.к. данные вопросы изначально решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 36 и 44, 161, 162 ЖК РФ).

         Управляющая организация в рамках договора управления всегда действует по заданию другой стороны, поэтому она в принципе не может быть ответственна за включение в договор тех или иных условий, в том числе ущемляющих права собственников, так как эти условия определяются по воле собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2 ст. 162 ЖК РФ).

         Вместе с тем, органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания, в случаях выявления нарушений порядка создания ТСЖ, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

         Кроме того, в отличие от федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, субъектами которого в сфере предоставления возмездных услуг являются только ЮЛ и ИП (как «исполнители» услуг), субъектами государственного жилищного надзора, ответственными за соблюдение  обязательных требований  жилищного законодательства, а также законодательства РФ об энергосбережении и о повышении  энергоэффективности, согласно ст. 20 ЖК РФ также являются (помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане.

         Таким образом, для разрешения вопросов, возникающих при получении жилищно-коммунальных услуг, потребителю, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг), и в случае не получения ожидаемого результата - в Службу Государственного жилищного надзора Чеченской республики.