Доклад о правоприменительной практике в отношении предпринимателей Чеченской республики в 3-ом квартале 2017 года.

Доклад о правоприменительной практике в отношении предпринимателей Чеченской республики в 3-ом квартале 2017 года.

 

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований, входящих в компетенцию Роспотребнадзора  организованы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В 3-м квартале 2017 года специалистами Управления проведено 264 проверки (2016г. - 427).  Количество плановых и внеплановых  проверок по сравнению с 3-м кварталом 2016 года снизилось и составило соответственно -106 (2016г. - 183) плановых и  158 (2016г.- 244) внеплановых проверок.

Соотношение проведенных плановых и внеплановых проверок в 2017 году изменилось в сторону увеличения внеплановых проверок  с 46,1% до 59,8%. Указанная динамика определена,  в основном, ростом числа внеплановых проверок по проверке предписаний (88,0%), (в 2016 году-191 (65,5%)), число которых составило 139 проверок. Проверки,   на основании приказа руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Правительства РФ или Президента РФ в 3-м квартале не проводились. В 2016 году таких проверок было 63. По требованию Прокуратуры г.Аргун и Прокуратуры Гудермесского района проведено 2 проверки (2016 г.- 6 проверок).   

Анализ основных показателей эффективности и результативности деятельности  специалистов Управления показал, что задачи, поставленные перед Управлением на 2017 год, на отчетную дату в целом выполнены:  

Вырос и составил 96,4% удельный вес плановых проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений (в 2016 году 93,4%). Всего вынесено 102 предписания об устранении выявленных нарушений. За невыполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений возбуждено 3 административных дела, по всем  приняты судебные решения о наказании.

Средняя сумма наложенных штрафов в расчете на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) незначительно но повысилась и составила - 23,0 тыс. руб. (в 2016 году -22,6т.р.).

 Прослеживается  повышение показателя по  взыскиваемости: общая сумма наложенных административных штрафов, назначенных Управлением, составила 701700 тыс. руб., из них взыскано 552,9 тыс. руб. или 78,8 %, когда как за этот же период  2016 года взыскиваемость составляла 75,9%

При этом в отношении лиц,  не уплативших своевременно административный штраф, возбуждено 5 дел по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ ( 2016г – 5 дел).

Незначительно, но повысился показатель «количество протоколов на одну проверку». Так   в 3-м квартале 2017 года составлено 1,7 протокола,  в 2016 году этот показатель составлял 1,6 протокола на одну проверку.

Вырос удельный вес  выявленных нарушений в ходе одной проверки  и  составил- 2,7% нарушения на одну проверку (в 2016 году 2,6%).

Снизилась доля безрезультатных плановых проверок, в ходе которых не выявлены какие-либо нарушения, составила в 2017 г. — 4% (4 проверки), тогда как в 2016 году таковых проверок было 7, что составляло 6%.

Наряду с повышением ряда показателей, установлены показатели свидетельствующие о понижении эффективности надзора при проведении контрольных полномочий.

Снизился показатель «удельный вес применяемых в административной практике составов административных правонарушений»- 23 состава против 31 в 2016 году и это на фоне 98 применяемых Роспотребнадзором  составов.

На фоне снижения количества проведенных проверок за отчетный период, общая сумма наложенных административных штрафов по проверкам снизилась и составила701700 тыс. рублей (2016 год – 811,9 тыс. руб.).

 Незначительно, но снизился средний размер одного штрафа 4251 руб. (2016 г.- 4431 руб.)

Удельный вес внеплановых проверок, при которых  выявлены правонарушения (без учета внеплановых проверок, проведенных в рамках контроля исполнения предписаний, при которых предписания выполнены)  от общего количества внеплановых проверок остался практически на прежнем уровне – 21,2% ( 2016г- 21,5%).

Уполномоченными лицами Управления практически  не  выносятся  представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Всего за отчетный период вынесено 2  представления, тогда как в  2016 году их было 4, при  среднероссийский показатель -30% от всех вынесенных постановлений.

Незначителен удельный вес проверок с выявленными нарушениями по контролю исполнения законодательства в сфере технического регулирования.

Так, за нарушения технических регламентов ответственность предусмотрена по 11 составам КоАП РФ  (по частям 1- 3 ст. 14.43, по частям 1-3 ст. 14.44, по частям 1,2 ст. 14.46, ст. 14.45,  ст. 19.33, 19.5  ч.1), между тем, в отчетном периоде  дела возбуждались только по ч.1 ст.14.43., остальные 10 составов не нашли  применения в практики должностных лиц Управления.

Не значительно,  но снизилось общее количество административных дел за нарушения технических регламентов и составило 5 дел (2016 год-6).

К административной ответственности за нарушения законодательства в сфере технического регулирования Управлением привлекаются в основном должностные лица, к которым применяется минимальная санкция. Юридические лица к административной ответственности в отчетном периоде не привлекались (2016г-1)

Отсутствует судебная практика, выраженная в подаче исков в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей, а также при подготовке и подачи заключений в суд по делу в целях защиты прав потребителей.

Не применяются  такие меры обеспечения производства по делу как арест и изъятие продукции.

В отношение предпринимателей Чеченской Республики специалистами Управления в течение 3-го квартала 2017 года всего было проведено 3 проверки, из них 2 внеплановые проверки по требованию прокуратуры г.Аргун  и прокуратуры Гудермесского района и 1 административное расследование, тогда как во 2-м квартале этого же года в отношение предпринимателей была проведена 31 проверка.

Составлено 3 протокола об административном правонарушении на сумму 29000 т.р.  и 1 дело о приостановлении деятельности направлено в суд.

 

Сведения о типовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению:

1.Основными нарушениями в сфере образовательной деятельности явились:

отсутствие ограждения территории школы, что является нарушением требований  п. 3.1.  СанПиН 2.4.2.2821-10 (территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена);

не все классные  доски имеют лотки для задержания меловой пыли хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей, что является нарушением требований п.5.7. СанПиН 2.4.2.2821-10 (классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей);

 отсутствие цветовой маркировки учебной мебели, что является нарушением требований п.5.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 (для подбора  учебной мебели соответственно росту обучающихся производится цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос);

наличие неисправных приборов  в санитарных узлах, что является нарушением требований п.8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 (в соответствии которого здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения);

обнаружены помещения, стены которых  имеют признаки поражения грибком, что не допускает проводить уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, что является нарушением требований  п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 (согласно требованию п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 (потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств);

не проводится ежедневный «утренний фильтр» детей с целью выявления больных гриппом и ОРВИ, что является нарушением п3.1 СП 3.1.2. 3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" - Выявление больных гриппом и ОРВИ и лиц с подозрением на эти заболевания проводится медицинскими работниками медицинских организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность:

•        при обращении к ним населения за медицинской помощью;

•        при оказании населению медицинской помощи на дому;

•        при ежедневном приеме детей в детские образовательные организации;

•        при медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больным гриппом;

-в  гардеробных отсутствуют скамейки и ячейки для обуви, что является нарушением требований п.4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 (гардеробы оснащаются  вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки);

 -при спортивных залах не предусмотрена раздевальная для девочек, что является нарушением требований гл.5 пп 5.19.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.(при спортивных залах оборудуются раздевальные для мальчиков и девочек душевые, туалеты);

-уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) не промаркирован сигнальной маркировкой (красного цвета), что является нарушением требований п.12.11. СанПиН 2.4.2.2821-10.(уборочный инвентарь для уборки  санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря);

-отсутствуют программы (план) производственного контроля, что является нарушением требований  п. п. 1.5, 2.6 СП 1.1.1058-01.

2.Основными нарушениями в  дошкольных учреждениях явились:

нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

- не соответствие  внутренней отделки различных помещений детского сада (нарушения целостности потолка стен, пола,  дефекты, следы поражения грибком, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции);

- превышение нормативной наполняемости групп;

- организация питания детей без учета суточного набора продуктов – невыполнение норм питания по отдельным видам продуктов (молоко, творог, овощи, фрукты, соки, рыба);

- несоответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню по выходу блюд и объему порций;

- отсутствие игрового и спортивного оборудования на участке детского сада;

- отсутствие контроля за температурным режимом в группах, не оборудованы термометрами помещения приемных и туалетных групп;

- отсутствуют шкафы для хранения уборочного инвентаря в санитарных узлах групп;

- отсутствие 3-х комплектов постельного белья для детей.

Также по итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в дошкольных образовательных организациях, выявлялись следующие нарушения положений санитарного законодательства:

Практически во всех проверенных ДОУ нарушается дезинфекционный режим.

         Типовые нарушения:

         - не соблюдается инструкция по приготовлению раствора дезинфицирующего средства;

         - на рабочих местах отсутствует инструкция по приготовлению и применению дезинфицирующих растворов;

         - многократно используется раствор дезинфектанта;

         - недостаточно емкостей для дезинфекции (в частности, посуды в групповых);

         - постельные принадлежности не подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.

В половине проверенных объектов выявлены нарушения установленных санитарно-гигиенических требований при эксплуатации пищеблоков:

         -нарушены требования к маркировке разделочного инвентаря, к сбору и утилизации пищевых отходов, к хранению верхней од