Административная практика Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 2017 год.

Административная практика Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 2017 год.

В результате реализации представленных полномочий  в 2017 году Управлением была проведена 1871 проверка  (в 2016 году 1898). Тенденция к снижению количества проведенных проверок сохранилась в связи с мораторием на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса.

 Удельный вес плановых проверок по отношению к внеплановым остался на прежнем уровне. Так,  проведено 937 (904 в 2016г) плановых проверок, что составило 50,1% (47,6 % в 2016) и 934 (994 в 2016) внеплановых проверок или 49,9% (52,4% в 2016).

Удельный вес проверок, проведенных с привлечением экспертных организаций остался на уровне 2016 года и составил 65% от числа всех проведенных проверок.

 Структура внеплановых проверок

    Из общего количества  проведенных внеплановых проверок  наибольший удельный вес составили проверки по  выполнению предписаний об устранении выявленных нарушений – 79,9 % (в 2016 году 74,8%). Количество остальных внеплановых проверок является незначительным:

- по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации  о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде проведено 2 проверки, что составило 0,2%;

-о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) проверки в отчетном периоде не проводились, тогда как в 2016 году их было 8, что составляло  0,8%;

-на основании приказов (распоряжений) руководителя Роспотребнадзора, изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проведено 184 проверки – 19,7% (в 2016 году 22,9%);

-на основании приказов (распоряжений) руководителя  Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике, изданного в соответствии  с требованиями органов прокуратуры – 0,2% (в 2016 году 1,4%).

Проверки по нарушениям прав потребителей в отчетном периоде не проводились. Отсутствие таких  проверок обусловлено вступившими в силу изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым для проведения подобных проверок необходимо соблюдение так называемого «претензионного порядка».

Из общего количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий 1179 (без учета внеплановых проверок, проведенных по проверке предписания),  дела об административных правонарушениях возбуждены в  1133 проверках или 96%, что значительно больше показателя 2016 года (1099 проверок, или 91,3%).

В 2 раза увеличилось число плановых проверок, при которых нарушения не выявлены 46 проверок (в 2016 году 24), что привело к снижению основных индикативных показателей (число выявленных правонарушений, число вынесенных административных мер, сумма штрафов и т.д.)

За отчетный период Управлением рассмотрено 1 заявление о  возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и 1 заявление о причинении вреда жизни и здоровью граждан. В первом случае поступившее заявление было согласовано с органами прокуратуры республики. Во втором - проведено санитарно-эпидемиологическое расследование.

Должностными лицами Управления в 2017 году изъято из оборота 17 партий продукции (пищевой, непродовольственной), производимой, реализуемой с нарушением обязательных требований (696 кг  продовольственных товаров (2016-316,3кг), 110 литров безалкогольных напитков и 32 литра вино-водочных изделий).

 

Проверки, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, не выявлены, в 2016 году таких проверок было 2.

 

 

Действия Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике   по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствия таких нарушений

За отчетный период количество выявленных правонарушений по сравнению с 2016 годом значительно выросло и составило 4280 (в 2016 году -  3280).   Соответственно, среднее количество выявленных нарушений на одно контрольно-надзорное мероприятие, в котором выявлены нарушения, также выросло до 3,8  (1,7 в 2016г). Наибольшее количество нарушений в этом году выявлялись  при плановых проверках –3,9  нарушения на 1 проверку (2,9 в 2016г).

В 2 раза выросло число правонарушений выявленных при проведении внеплановых проверок, так из проведенных 242 внеплановых проверках выявлено 749 правонарушений, что составило 3 правонарушения на 1 проверку, тогда как в 2016 году данный показатель равнялся 1,7.

            Значительно снизилась и составила 3,9%  доля проверок, по итогам которых не выявлены правонарушения  (без учета внеплановых проверок, проведенных в рамках контроля исполнения предписаний, при которых предписания выполнены), тогда как в 2016 году этот показатель составлял 8,7%. Данный позитивный показатель сложился, в основном, в связи с тем, что внеплановые проверки, при которых не выявлены правонарушения (без учета внеплановых проверок, проведенных в рамках контроля исполнения предписаний, при которых предписания выполнены), в 2017 году не проводились, тогда как в 2016 году таких проверок было 81 или 27% .       Между тем, удельный вес плановых проверок, при которых не выявлены правонарушения  повысился в 2 раза и составил -4,1%, в 2016 году- 2,2%. Связано это, в основном, в связи с улучшением санитарно-эпидемиологических показателей и отсутствием нарушений в сфере защиты прав потребителей на указанных 46 объектах, на которых нарушения не выявлены.

Удельный вес  плановых проверок, по результатам которых выданы предписания об устранении выявленных нарушений, как в 2016 году, составил 100%.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в % от общего количества проверок, по итогам которых выявлены правонарушения) также в отчетном году составила 100%.

Общее количество административных наказаний выросло и составило 2137. Впервые Управлением применена мера административного наказания –административный арест-4.  Количество протоколов об административных правонарушениях в связи с уменьшением количества проведенных проверок снизилось и составило 2067 (2142 в 2016г).

Показатель «количество протоколов на 1 проверку» в 2017 году остался на прежнем уровне и составил 1,8 протокола.

Количество примененных составов осталось на прежнем уровне и составило, как и в 2016 году, 43 состава.  Удельный вес применяемых составов  от общего количества составов, по которым Роспотребнадзор уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях (98 составов) составил 44%, что чуть ниже  запланированного индикативного показателя 50%.

         За невыполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений возбуждено 54 административных дела (35 в 2016г), по всем приняты судебные решения.

         В меньшую  сторону изменилось отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов должностными лицами Управления-92,6%  при  97,3% в 2016 году.

           Связано это с тем, что в декабре 2017 года было проведено 266 проверок, из которых  105 проверок проведено по проверке ранее вынесенных предписаний. По результатам остальных проверок  сумма наложенных штрафов составила 695 400 руб, из которых 59,6% суммы было взыскано. Сроки взыскания остальных наложенных штрафов на отчетный период не подошли. Между тем,  удельный вес  уплаченных (взысканных) административных штрафов, назначенных органами Роспотребнадзора ( в т.ч. по делам, возбужденным   органами МВД, прокуратуры), и суммы штрафов, назначенных судом по результатам рассмотрения дел, возбужденных органами Роспотребнадзора по сравнению с 2016 годом вырос и составил 97,5% (2016г-96,1%).

         От общего количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания,  постановления в виде административного штрафа,  составили  96,7% (98,8% в 2016).

В связи  с реализацией Федерального закона от 03.07.16 № 316-ФЗ о замене административного штрафа на предупреждение, если правонарушение было совершено впервые, повысился удельный вес вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и составил 2,8% (2016г. 1,2 %).

За отчетный период вынесено 6 постановлений по административному приостановлению деятельности, тогда как  в 2016 году указанная мера была применена 1 раз.

 

В разрезе субъектов административной ответственности наибольший удельный вес приходится на  административные штрафы, наложенные на должностных лиц – 96%, (94,1% в 2016). Удельный вес вынесенных постановлений на юридических лиц, как  и в предыдущем году, составил 1,7%.

         Значительно уменьшилось количество вынесенных представлений за отчетный период 2017 года до 13, в 2016 году их было 18. Таким образом, удельный вес  дел, где вынесены представления  от общего числа (2137)   рассмотренных дел, возбужденных специалистами Управления по которым назначались административные наказания, составил 0,6% (0,9% в 2016; в 2015 г.-3,1 %).

В расчете на одно должностное лицо, осуществляющего функции по контролю (надзору) в 2017 году сумма наложенных административных штрафов заметно повысилась и составила 77,2т. руб. (67,5 т. руб. в 2016). При этом   средний размер одного штрафа также повысился и составил 2,8 т.р. (в 2016 году-2,5 т.р.). 

Направлено в суд 90 материалов (в 2016 году- 75), при этом  удельный вес рассмотренных судом протоколов об административных правонарушениях и иных материалов составил 91,1% (остальные дела находятся в производстве), тогда как  в 2016 году данный показатель равнялся 88%.

         Прекращение производств по делу судом в 2017 году не имели место.         

Для устранения,  выявленных в ходе проверок нарушений требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вынесено 1133 предписания об устранении выявленных нарушений (в 2016 году – 779 предписаний). Удельный вес проверок, при которых выданы предписания составил 100%, тогда как в 2016 году данный показатель составлял 70,9%.

Не достаточно полно реализуются полномочия за соблюдением требований  технических регламентов.  Всего за отчетный период возбуждено  63 административных дела, 57 из них по ч.1 ст.14.43. Остальные составы находят применение в практики должностных лиц Управления в единичных случаях. При этом, отсутствует системный подход к реализации полномочий по применению надлежащих мер воздействия во всем их комплексе в случаях выявления продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов, и исключения ее попадания на потребительский рынок.

Не исследуются комплексно отобранные пробы продукции по всем показателям, нормируемым техническими регламентами Таможенного союза, и соответственно комплексно не оцениваются при проведении экспертизы. Нестандартной масложировой продукции, соковой, продуктов детского питания и др. технических регламентов не выявлялось ни в 2015, ни в 2016 г., ни в текущем периоде 2017 года.

В рамках организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, вынесено 5 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.