О внедрении маркировки табачной продукции

Для снижения нелегального оборота и повышения безопасности и качества товаров в России создана государственная информационная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. С 1 июля 2019 производители и импортеры обязаны маркировать свою продукцию, с 1 июля 2020 года оборот немаркированной табачной продукции будет запрещен и в розничной продаже должны находиться только сигареты и папиросы с нанесенными цифровыми кодами Data Matrix. Они являются гарантией легальности продукции и обеспечивают ее прослеживаемость.

Одновременно, в рамках проекта маркировки создается инструмент общественного контроля, который делает покупателя полноценным участником товарооборота и дает возможность самостоятельно контролировать потребляемую продукцию. С 1 июля 2020 года потребитель вправе не только требовать маркированную продукцию, но и проверять легальность сигарет в торговой точке. Для этого нужно скачать приложение «Честный ЗНАК» для iOs или Android и просканировать код Data Matrix (расположен на нижней стороне пачки, выглядит как черный квадрат с белыми точками внутри). Отсутствие маркировки на табачной продукции будет являться нарушением согласно ст. 15.12 КоАП. О соответствующих нарушениях потребитель вправе сообщить в органы Роспотребнадзора и правоохранительные органы прямо из приложения «Честный ЗНАК», отправив информацию в единую систему маркировки.

Система маркировки идентификационными знаками включает в себя в том числе качественные характеристики товара, позволяя потребителю сделать осознанный выбор. При этом информация, полученная потребителем после сканирования маркировки посредством мобильного устройства, позволяет в автоматическом режиме передавать данные в случае обнаружения несоответствия в контрольно-надзорные органы. Это снижает административную нагрузку на добросовестный бизнес и коррупционные риски, одновременно позволяя контрольно-надзорным органам оперативно реагировать в случае нарушения установленных требований. На сегодняшний день приложение скачано более 750 тысяч раз, проверено более 6,5 миллиона товаров.