О работе с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по Чеченской Республике за 10 месяцев 2021 года

         Немаловажное значение для предупреждения и пресечения правонарушений в области защиты прав потребителей имела работа с обращениями граждан, как письменная, так и устная, которая позволяла выявлять и систематизировать наиболее неблагоприятные сферы деятельности с высоким процентом нарушений.    

Результаты анализа рассмотрения обращений показали, что в 2021 году в Управление поступило 179 обращений от граждан (на 43,2% обращений больше, чем в 2020 г.), из них 109 устных и 70 письменных обращений. Из письменных обращений рассмотрено 61 и 9 обращений направлены по компетенции в другие органы. Из числа рассмотренных обращений по 55 обращениям даны разъяснения в рамках законодательства о защите прав потребителей РФ. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и об их изготовителях. В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступали жалобы потребителей, вошли: продовольственные и непродовольственные товары (сложно-технические товары бытового назначения), нарушения правил оказания коммунальных услуг и услуг общественного питания.

В структуре письменных обращений по защите прав потребителей обращения связаны с нарушениями в сфере оказания жилищно-коммунальных, финансовых услуг и услуг связи (40%), в сфере продажи непродовольственных товаров (50%), в сфере продажи продовольственных товаров и оказание услуг общественного питания (10%).

Удельный вес обращений, направленных по подведомственности в другие органы составил 5 %.

 По устным обращениям даны разъяснения и оказана помощь в составлении претензий в отношении хозяйствующих субъектов по вопросам продажи товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и об их изготовителях, на основании которых требования граждан были удовлетворены. Всего составлено претензий – 15.

6 обращений потребителей явились основанием для проведения внеплановых проверок, административных расследований и возбуждения дел об административных правонарушениях. За установленные нарушения законодательства в области защиты прав потребителей в отношении индивидуальных предпринимателей и должностных лиц принято процессуальное решение в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:

- по части 1 статьи 14.6 (Нарушение порядка ценообразования – завышение на табачные изделия максимальной розничной цены);

-  по части 1 статьи 14.7 (Обман потребителей – обсчет потребителя при реализации товара);

- статьи 14.15 (Нарушение правил продажи товаров по договору купли-продажи – продавец не направил ответ потребителю в отношении заявленных требований);

- по части 1 статьи 14.5 (отсутствие информации о товаре и об изготовителе);

-  по части 2 статьи 14.8 (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей).

По результатам рассмотрения административных дел, вынесены постановления о назначении наказания в виде   штрафа на общую сумму 30500,00 рублей.