Что делать, если цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке?

Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 02.07.2002 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пунктом 2 статьи 10 определено, что цена в рублях является важной частью этой информации.

Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации, ценник в магазине является публичной офертой (оферта – это предложение определенных условий продавца покупателю (товар или услуга), которое направляется в письменном или устном виде), в связи с чем продавец обязан продать товар именно по цене, которая в этой оферте указана. Ценники в данном случае являются публичной офертой. Соответственно, продавец обязан соблюдать заданные им самим же условия и продавать товар по указанной цене.

Если кассир отказывается это сделать, следует сообщить о данной ситуации администратору (руководству) магазина и потребовать немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать товар по цене, указанной на ценник.  Аргументы магазина, что не успели заменить ценники, убрать акционные предложения, перепутали товар, и т.д. не являются оправданием для того, чтобы продавать товар по завышенной (по сравнению с ценником) стоимости.

Если администратор отказывается выполнить данное требование, то в присутствии свидетелей следует пригласить представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником, сфотографировать спорный ценник, чек следует сохранить. Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом. В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи следует ссылаться на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ).

Согласно п.2 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 и вступивших в силу с01.01.2021г., непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом, любой потребитель, ссылаясь на данную норму, вправе зафиксировать нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке. В случае отказа в удовлетворении устной претензии следует предъявить руководству магазина письменную претензию, обозначив в ней следующее:

- возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (ст.1102 ГК РФ);
- или возврата уплаченной за товар суммы (если вы уже успели расплатиться, а потом заметить разницу), соответственно, с отказом от исполнения договора розничной купли-продажи (п.1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»  - «если продавец не предоставил достоверную и полную информацию о товаре, покупатель может требовать возмещения убытков или потребовать возврата потраченных на товар средств»).

Согласно п.5 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 в случае поступления претензии потребителя,  продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.

Если продавец отказывается возмещать убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, потребитель имеет право обратиться в уполномоченные органы. Чтобы привлечь продавца к административной ответственности можно обратиться в полицию (с заявлением об обмане потребителей) или Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике или его территориальный отдел (с заявлением по факту нарушения правил продажи). К заявлению прилагается ответ из магазина на претензию, а также фотография ценника товара и чек.