Итоги по защите прав потребителей за 10 месяцев 2022 г.

Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике информирует:

По вопросам защиты прав потребителей за 10 месяцев 2022 г. в Управление поступило 206 обращений, из них: 62 письменных и 144 устных.

         Из общего числа поступивших обращений 122 – это жалобы на нарушение прав потребителей в сфере торговли, из которых 32,7% приходится на продажу товаров дистанционным способом. Из 84 обращений на некачественные услуги большее количество приходится на сферу ЖКХ (14,8%) и услуги связи (10,7%).

Из общего числа поступивших обращений (206) – 12 направлены в другие органы, рассмотрение 7 обращений прекращено на основании заявлений граждан, чьи требования удовлетворены продавцами товаров и исполнителями услуг. По 187 обращениям даны разъяснения.

По результатам рассмотрения обращений 4 хозяйствующим субъектам объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, итог которых – добровольное устранение нарушений и удовлетворение требований потребителей.

Оказано помощь в составлении 34 претензий, требования которых были удовлетворены и возвращена денежная сумма в размере 112 тыс. рублей.

 

Также дополнительно сообщаем, что в Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике часто поступают обращения потребителей с требованиями обязать продавца (исполнителя) вернуть стоимость товара (услуги) ненадлежащего качества, возместить убытков, понесенных вследствие продажи им товаров (услуг) ненадлежащего качества. В связи с этим потребителям необходимо иметь в виду, что требование потребителя к продавцу товара в части возврата денег за товар или услугу ненадлежащего качества, выплаты неустойки (пени), носит имущественный характер и при неудовлетворении его в добровольном порядке спор разрешается исключительно судом согласно статье 11 ГК РФ.

Статьей 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) установлено, что «правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве».

При этом согласно ст.1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» «судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» и «никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». 

Исходя из изложенного, Роспотребнадзор не уполномочено рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязывать хозяйствующий субъект удовлетворять требования потребителя, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

При этом, согласно статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

 

При возникновении вопросов по защите прав потребителей консультацию можно получить по телефону горячей линии: 8(8712)29-41-87, в рабочие дни с 09-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 13-45.

Телефоны «горячей линии» территориальных отделов размещены на сайте Управления https://www.rospotrebnadzor95.ru/article/3215.

Адрес для направления письменных обращений граждан: 364038, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Урицкого, 2/а.

Подать обращение также можно в электронном виде на официальном сайте https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.

Кроме того, потребители могут позвонить в консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике» по телефону – 7(928)015-15-26.