Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике (далее – Управление) осуществляет не только государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и контроль (надзор) в области защиты прав потребителей, но и профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, что включает в себя информирование, консультирование граждан и другие превентивные меры.
Должностные лица Управления, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса, а в случае невозможности предоставления устного ответа в ходе личного консультирования дается письменный ответ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
Так, за прошедший 2023 год в Управление поступило 267 обращений граждан о нарушении прав потребителей. Из них: 142 устных (в том числе по «горячей линии») и 125 письменных. В разрезе сфер деятельности 146 (54,6%) обращения поступило о нарушении прав потребителей в сфере торговли и 121 (45,4%) - в сфере услуг.
В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остается продажа товаров с недостатками, оказание услуг ненадлежащего качества, а также не предоставление субъектами рынка полной и достоверной информации о товаре и об их изготовителях.
В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступали жалобы потребителей, вошли: непродовольственные товары (технические товары бытового назначения (холодильники, телевизоры, телефоны, компьютерная техника и др.), товары легкой промышленности (одежда, обувь и др.), мебель), некачественные платные медицинские и образовательные услуги, нарушение правил оказания финансовых услуг и услуг связи, бытовых услуг и др.
В последнее время все больше набирает популярность продажа товаров и оказание услуг дистанционным способом, при этом иногда возникают конфликтные ситуации, связанные с нарушением сроков доставки товара продавцом, несоответствием доставленных товаров описаниям, отказом продавца заменить не подошедший по размеру товар.
По данным вопросам потребители обращались в Управление за консультацией и правовой помощью в составлении досудебной претензии в адрес хозяйствующих субъектов, нарушивших их права. Должностными лицами Управления в сфере защиты прав потребителей на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь гражданам в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам товаров (исполнителям работ, услуг).
Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое продавцу (исполнителю) позволяет потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам товаров (исполнителям работ, услуг). Всего оказана помощь в составлении претензий -18.
Таким образом, разъяснительная работа по обращениям граждан, проведенная должностными лицами Управления, дала положительные результаты, в результате которой потребители смогли в досудебном порядке защитить свои потребительские права: заменить товар, не подошедший по размеру, - 8, вернуть денежные суммы за:
- неисправные смартфоны – 138000,00 и 82000.00 рублей;
- ювелирное изделие ненадлежащего качества – 130000,00 руб.;
- мебель с недостатками – 98 000,00 и 18300,00 руб.;
- одежду ненадлежащего качества – 17000 руб.;
- обувь ненадлежащего качества – 12215,00 руб;
- авиа билеты– 9200,00 руб.;
- медицинские услуги - 15200,00 руб.;
- прочие товары и услуги.
По итогам рассмотрения досудебных претензий хозяйствующими субъектами в сфере торговли и услуг всего возвращена потребителям денежная сумма в размере 708420,00 (семьсот восемь тысяч четыреста двадцать) рублей.