В связи с проведением 15 марта 2024 года Всемирного дня прав потребителей под девизом «Fair and responsible Al for consumers» – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей», Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике утвержден соответствующий план мероприятий.
Мероприятия плана предусматривают как традиционные формы работы, так и в формате видеоконференцсвязи, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения.
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей в 2024 году, основным ставится вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» – давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
В план действий Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике по организации и проведению комплекса мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, включены следующие мероприятия:
- Доведение информации о тематике проведения Всемирного дня прав потребителей до широкой общественности, путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах Управления Роспотребнадзора по ЧР, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР» и в СМИ Чеченской Республики;
- Совместно с органами исполнительной власти Чеченской Республики предание широкой гласности через СМИ вопросов популяризации искусственного интеллекта в целях защиты прав потребителей, при этом исключив возможность дезинформации, мошеннических практик, нарушения конфиденциальности, поскольку платформы, управляемые искусственным интеллектом, могут распространять ложную информацию и способствовать предвзятости и не доведению до потребителей соответствующей полезной информации;
- Организация и проведение среди учащихся общеобразовательных, средних и высших учебных заведений республики, в том числе в формате видео-конференц-связи тематические потребительские уроки-практикумы, беседы, факультативные занятия, лекции и семинары по актуальным вопросам защиты потребительских прав и законных интересов;
- Организация и проведение мероприятий (конференции, совещания, «круглые столы») с участием представителей: Регионального отделения Объединения потребителей России в ЧР, Торговых организаций, Комитета по защите прав потребителей и регулированию потребительского рынка при Правительстве Чеченской Республики, ГУП «Республиканский бизнес-центр», Мэрии г. Грозного, префектур г. Грозного, администраций муниципальных районов Чеченской Республики, в рамках обсуждения актуальных проблем, связанных с популяризацией использования искусственного интеллекта для защиты прав потребителей;
- Организация и проведение тематической «горячей линии» для потребителей по актуальным вопросам защиты их прав и законных интересов (в ежедневном режиме).