Об организации работы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012г. № 1184

 

Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике сообщает.

   Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2012 №93-ФЗ в статью 36.1 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее №170-ФЗ) внесены изменения в области регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, в том числе четвертой и пятой категории радиационной опасности.

  Для реализации указанного положения Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 №1184 «О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности» утверждены соответствующие правила регистрации организаций.       

  Учитывая указанные изменения, в настоящее время в соответствии с положениями статьи 26 №170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

  В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ).

        Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.          

        Деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию. Организации, осуществляющие такую деятельность, не признаются эксплуатирующими и подлежат только регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 19.11.2012 №1184 «О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности».

Категорирование радиационных источников проводится в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-038-11 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников». В соответствии с п 2.1.2. НП-038-11 по назначению радиационные источники (далее - РИ) подразделяются на комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия. Согласно п.2.1.3. НП-038-11 потенциальная радиационная опасность РИ определяется его возможным радиационным воздействием на население при радиационных авариях и подразделяются на четыре категории по потенциальной радиационной опасности:

1-я категория - РИ, при аварии на котором возможно радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его защите;

2-я категория - РИ, при аварии на котором радиационное воздействие ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;

3-я категория - РИ, при аварии на котором радиационное воздействие ограничивается, территорией площадки или здания, на(в) которой (ом) он размещен;

4-я категория - РИ, при аварии на котором радиационное воздействие ограничивается помещением, в котором он находится.

 

В приложении 2 Руководства по безопасности «Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности» (РБ-042-07) представлено упрощенное описание категорий опасности (см. приложение). Система категорирования ЗРнИ по потенциальной радиационной опасности состоит из пяти категорий опасности. Такое число категорий считается достаточным для обеспечения практического применения системы категорирования источников для разнообразных целей и без обеспечения чрезмерной точности, которую сложно обосновать.

В этой системе категорирования полагается, что источники, относящиеся к категории 1, являются наиболее опасными, поскольку они могут быть чрезвычайно опасными для здоровья человека, если при обращении с ними не обеспечены их безопасность и сохранность. Облучение в течение всего нескольких минут от незащищенного источника категории 1, может привести к смерти человека.

В нижней части системы категорирования находятся наименее опасные источники категории 5, однако даже они могут привести к дозам облучения свыше установленных пределов при отсутствии надлежащих мер по обеспечению их безопасности и сохранности, и поэтому должны находиться под соответствующим регулирующим контролем.

Вопросы принятия решений об освобождении радиоактивных материалов из сферы регулирования безопасности находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В случае,  если в санитарно-эпидемиологическом заключении органов федерального государственного надзора не содержатся сведения о том, что источник подлежит освобождению от радиационного контроля и учета, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с источниками излучения, необходимо получить лицензию на право проведения этих работ или зарегистрироваться в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности.

В соответствии с требованиями п.1.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» не требуется получение разрешения (лицензии) на эксплуатацию радиационного источника излучения, создающего при любых условиях обращения с ним:

- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв;

- коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы;

- индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв.

Требования норм не распространяются также на космическое излучение на поверхности Земли и внутреннее облучение человека, создаваемое природным калием, на которые практически невозможно влиять.

Также, согласно п.1.8 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» разрешение на работу с источниками излучения не требуется в случаях, если:                     

 - используются продукция, товары, перечисленные в пункте 1.7 Правил (электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ; другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных условиях эксплуатации которых, мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч; продукция, товары, содержащие радионуклиды, на которые имеется заключение органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в пункте 1.4 НРБ-99/2009.)

- на рабочем месте: удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности (далее - МЗУА) или активность радионуклида в открытом источнике излучения меньше минимально значимой активности (далее - МЗА), приведенных в приложении 4 НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям меньше 1; а в организации: общая активность радионуклидов в открытых источниках излучения не превышает более чем в 10 раз МЗА или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям,  приведенным в приложении 4 НРБ-99/2009;

- мощность эквивалентной дозы в любой точке, находящейся на расстоянии 0,1 м от поверхности закрытого радионуклидного источника излучения, не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном. При этом должна быть обеспечена надежная герметизация находящихся внутри источника радиоактивных веществ.

В настоящее время, в связи с изменением федерального законодательства подготовлены соответствующие изменения в ОСПОРБ-99/2010.

 

                                                                                       

                                                                                                       Приложение

 

Упрощенное описание категорий опасности закрытых радионуклидных источников

 

Категория опасности источника

Опасность при нахождении вблизи отдельного источника

Опасность в случае диспергирования радиоактивного вещества источника в результате пожара, взрыва и других воздействий

1

Чрезвычайно опасно для человека.

Такой источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его руками или иным образом контактировал с ним в течение более нескольких минут. Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких минут

до 1 ч.

Такое количество радиоактивного вещества, если оно диспергировано, может, хотя это маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственной близости. За пределами нескольких сотен метров опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо будет дезактивировать в соответствии с действующими нормами. Для источников большой активности размеры территории, подлежащей дезактивации, могут быть порядка 1 км2 и более.

2

Очень опасно для человека.

Такой источник, если не обеспечивается

его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его руками или иным образом контактировал

 с ним в течение короткого времени (от нескольких минут до нескольких часов).

Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких часов

до нескольких дней.

Такое количество радиоактивного вещества, если оно диспергировано, может, хотя это крайне маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственный близости. За пределами ста метров (или около того) опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо будет дезактивировать в соответствии с действующими нормами. Размеры территории, подлежащей дезактивации, вероятно, не превысят 1 км2.

3

Опасно для человека.

Такой источник, если не обеспечивается

его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его руками или иным образом контактировал с ним в течение нескольких часов. Возможен, хотя это маловероятно, смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких дней до нескольких недель.

Такое количество радиоактивного вещества, если оно диспергировано, может, хотя это слишком маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственный близости. За пределами нескольких метров опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо будет дезактивировать в соответствии с действующими нормами. Размеры территории, подлежащей дезактивации, вероятно, не превысят малой части 1 км2.

4

Опасность для человека маловероятна.

Маловероятно, чтобы кому-либо был причинен невозместимый вред этим источником.

Однако такой незащищенный источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может, хотя это маловероятно, причинить временный вред человеку, который брал его руками или иным образом контактировал с ним в течение многих часов или который находился вблизи от источника в течение многих недель.

Такое количество радиоактивного вещества не может причинить невозместимый вред людям при диспергировании.

5

Опасность для человека очень маловероятна.

Никому не может быть причинен невозместимый вред таким источником.

Такое количество радиоактивного вещества никому не может причинить невозместимый вред при диспергировании.

 

 

Примечание:

В случае диспергирования радиоактивного вещества источников 1-й, 2-й или 3-й категории, размер загрязненной территории, подлежащей дезактивации, будет зависеть от многих факторов (включая: активность, тип радионуклида, способ диспергирования, погодные условия и т.п.).