История создания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике

История создания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чеченской Республике

В сентябре 2017 года исполнилось 95 лет государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

Основной принцип здравоохранения – профилактика заболеваний- стала девизом нашей службы на всех этапах его развития. За 95-летнюю историю перетерпела изменения сеть и структура санитарных организаций. Только название службы менялось несколько раз.

Развитие санитарно-эпидемиологической службы на всех этапах непосредственно и органически сочеталось с выполнением народно-хозяйственных задач страны, развитием промышленности, сельского хозяйства, жилищным, коммунальным строительством и выполняла основные задачи, стоящие перед органами здравоохранения по снижению инфекционной заболеваемости и укреплению здоровья населения. Обеспечение санитарного благополучия и проведение санитарно - гигиенических и оздоровительных мероприятий является функцией только санитарно-эпидемиологической службы.

Огромное мобилизирующее значение имел декрет Совета Народных Комисаров «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 года. Этот декрет – первый общегосударственный закон, определивший структуру и задачи санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа. Кроме борьбы с инфекционными заболеваниями перед службой были поставлены задачи охраны окружающей среды, контроля за условиями труда, быта, питания населения, охраны здоровья и детей.

В Чеченской Республике это в первую очередь коснулось предприятий нефтяной промышленности, где в то время были очень тяжелые условия труда и не уделялось внимание охране здоровья рабочих. Из 19 врачей, имевшихся на всей территории Чеченской Республики только 1 врач назывался санитарным.

В июле 1924 года на пост заведующего санитарно – эпидемиологическим отделом Горской республики был назначен заместитель наркома здравоохранения деятельный и способный организатор санитарной службы Л.Ф. Стачковский. Был организован и санитарный совет врачей, которые установили контроль за водоснабжением населения и проводили ежемесячные анализы питьевой воды. Впервые была заведена санитарно учетная – отчетная документация, обеспечен санитарный контроль за торговыми и коммунальными объектами. Уже в 1925 году в г. Грозном функционировала санитарная служба из трех врачей, химико – бактериологическая лаборатория, малярийная станция, один дезотряд, два маляротряда, санитарная лаборатория и пастеровский пункт (прививочный кабинет, где делали антирабические прививки и оспоприпарирование).

С течением времени в нашей республике была создана мощная санитарно-эпидемиологическая служба, способная решать сложные задачи, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вопросы улучшения санитарного состояния, снижения одних и ликвидация других инфекционных заболеваний находились в центре внимания санитарно-эпидемиологической службы республики.

В деятельности санитарно-эпидемиологической службы важное место заняли вопросы предупредительного и текущего санитарного надзора.

В результате санитарного надзора за предприятиями химической, нефтеперерабатывающей и машиностроительной промышленности, были достигнуты значительные успехи в улучшении условии труда рабочих на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Санитарно-эпидемиологической службой республики уделялось много внимания по дальнейшему улучшению водоснабжения, обеспечение населения канализацией, охраной водоёмов и воздуха от загрязнения. Был установлен контроль за выполнением народно-хозяйственных планов по строительству объектов водоснабжения и канализации, охраны внешней среды от загрязнений. Только за восьмую пятилетку в республике было построено 41 новых водопровода с продолжительностью 240 км., и 56 артезианских скважин.

Санитарной службой республики был разработан ряд практических предложений по организации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, улучшению лабораторного контроля за качеством питьевой воды, вопросам технического обслуживания правильной эксплуатации водопроводов. Были введены в эксплуатацию станции биологической очистки для промышленных и хозяйственных фекальных сточных вод Грозного. Из года в год снижалась загазованность атмосферного воздуха г. Грозного. Так по предложению санитарно-эпидемиологической станции были закрыты установки по производству битума и серной кислоты, очистки масел на Грозненском нефтеперерабатывающем заводе, что резко снизило концентрацию вредных веществ в воздухе жилой зоне Заводского района.

Проблема борьбы с эпидемиями была выдвинута на уровень важнейших государственных задач. Достаточно сказать, что в 50-е годы регистрировались тысячи случаев заболеваний сыпным тифом, полиомиелитом и дифтерией, большая часть которых заканчивалась летально. В связи с этим Министерством здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службой были организованы и проведены широкомасштабные общегосударственные мероприятия. Повсеместно открывались кабинеты инфекционных заболеваний, прививочные кабинеты. Персонал лечебно-профилактических учреждений работал в тесном сотрудничестве со специалистами санитарно-эпидемиологической службы. Велась широкая разъяснительная работа среди населения. Это позволило обеспечить необходимую эффективность мероприятий, организовать на должном уровне прививочную работу, свести до минимума заболеваемость сыпным тифом, снизить до единичных случаев заболеваемость полиомиелитом и дифтерией. Уже к 1966г по сравнению с 1959г. в Российской Федерации заболеваемость дифтерией снизилась в 30 раз, полиомиелита в 55 раз, туляремии, коклюша в 6,5 раз, столбняка на 50,7% и бруцеллеза на 73,4%.

Успехи борьбы с инфекционными заболеваниями находят своё отражение и в динамике смертности населения за тот же период, так удельный вес смертности от инфекционной заболеваемости снизился в 2 раза.

Для этого времени были характерны и негативные организационные преобразования - упразднение районных санитарно-эпидемиологических станций как самостоятельных учреждений и создание вместо них санитарно-эпидемиологических отделов центральных районных больниц. Это привело к утрате самостоятельности и независимости контрольного органа, ослаблению материально-технической базы и потере кадров. Однако, принятое Советом Министров СССР в 1963 году Постановление "О Государственном санитарном надзоре" дало ощутимый импульс к восстановлению утраченного, созданию в структуре санитарно-эпидемиологической службы лаборатории для определения остаточных количеств ядохимикатов, радиологических групп с радиохимическими лабораториями и др.

По мере спада эпидемической напряженности в деятельности санитарно-эпидемиологической службы доминирующее место заняли вопросы предупредительного санитарного надзора и гигиенической экспертизы. Большое внимание уделялось вопросам планирования деятельности, анализу важнейших демографических процессов.

В связи с наращиванием в республике темпов капитального строительства современных крупных промышленных предприятий и реконструкцией старых потребовались значительные усилия промышленно-санитарного надзора. Возросла роль службы в разработке гигиенических аспектов строительства, застройки и благоустройства населенных мест.

Укреплению санитарно-эпидемиологической службы, расширению диапазона ее деятельности, приведению в достаточной мере ее возможностей в соответствие с запросами и нуждами интенсивно развивавшегося народного хозяйства способствовало принятие Постановление Совета Министров СССР «Положения о государственном санитарном надзоре" (1973).

Сложные задачи, стоящие перед санитарно-эпидемиологической службой, выдвинули настоятельную необходимость создания республиканской организации, которая сосредоточила бы в себе аналитические, организационно-методические и консультативные функции для управления территориальными учреждениями. С этой целью в 1964 году создается Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция современное учреждение, применяющее в своей деятельности новые высокоэффективные технологии организации труда и управления.

Для 70-80-х годов характерно динамичное развитие и укрепление материально-технической базы санитарно-эпидемиологических учреждений, комплектование их качественным кадровым составом. Научно-технический прогресс, коренные изменения народного хозяйства, усугубляющиеся проблемы охраны окружающей среды ставили перед санитарно-эпидемиологической службой задачу повышения качества и эффективности санитарного надзора. С этой целью с 1973 г. в рамках долгосрочной программы приступили к проведению централизации лабораторной службы, а затем к централизации управления санитарно-эпидемиологической службы республики. В городской санитарно –эпидемиологической станции были созданы организационные отделы, концентрировавшие и обобщающие статистические, аналитические функции, разработку и внедрение новых форм и методов работы. Была оптимизирована кадровая структура, отработаны схемы взаимодействия со службами других контролирующих ведомств. Эти и другие прогрессивные преобразования, большая организационная работа, комплексность в проводимых мероприятиях за сравнительно короткий период обеспечили высокую эффективность деятельности и укрепили авторитет санитарно-эпидемиологической службы Чеченской республики на Северном Кавказе.

В конце 80-х - начале 90-х годов изменения экономического и социального характера, произошедшие в Чеченской республике после распада СССР, значительно ухудшили условия функционирования как всего здравоохранения, так и санитарно-эпидемиологической службы. Прежде всего это отразилось на материально-техническом обеспечении учреждений. Резко сократились объемы капитального строительства, закупок транспорта и оборудования, расходных материалов, что не могло не сказаться на эффективности государственного санитарного надзора. Экономический спад и обусловленное им снижение уровня жизни населения создали ряд проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но даже в этих условиях органы государственного санитарного надзора действовали и решали возложенные на них задачи по укреплению здоровья людей.

Масштабность решаемых задач по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, необходимость интеграции для этого усилий как государственных, так и негосударственных формирований, потребность более совершенного регулирования общественных отношений в его обеспечении мотивировали дальнейшее развитие санитарного законодательства. В 1999 году был принят Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Имея четкую направленность на профилактику заболеваний, Закон регламентировал требования, связанные с созданием оптимальных условий жизни, сохранения и укрепления здоровья. Профилактика заболеваний рассматривалась не только как медицинская, но и как общегосударственная проблема. В Законе предусмотрена ответственность за ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие нарушения санитарного законодательства, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов. В новом законе получили подтверждение такие важные принципы организации службы, как вертикальность в управлении, финансовая независимость от органов местного самоуправления. Впервые введена обязанность индивидуальных предпринимателей юридических лиц осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

На новую ступень организации санитарно - эпидемиологическая служба стала под руководством академика РАМН, профессора, первого заместителя здравоохранения и Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко, который сделал многое для восстановления и укрепления материальной базы санитарной службы нашей республики в 1995-96гг. и 2000-2007гг.

Настоящими энтузиастами санитарно- противоэпидемической службы, которые многое сделали для ее постановления, укрепления и развития в Чеченской республике были санитарные врачи и эпидемиологи. А.М. Пипинова главный врач Республиканской СЭС, врач-бактериолог К.Н. Демилова, врач эпидемиолог, И.А. Лоджевская, Е.В. Антоневич. И.А., И.А. Феоктистова, заслуженные врачи РСФСР А.Н. Васюк, В.С. Плисс, Л.Н. Самойлович, В.А. Денисов, А.Н.Крючкова, О.Н.Одиноченко, С.Ф.Мушников. В 60-80годы в ряды санитарно-эпидемиологической службы вступили санитарные врачи и эпидемиологи из чеченцев и ингушей А.Х. Ошаев, У.Н.Бакаев Н.А.Ахмадова, Р.Ж.Басаев, Н.М. Дудаев, У.М.Ахьядов, А.К. Саидов, М.Котиев, В.М.Муцаев, М.А.Ижаева, Ш.Макалов, Т.А.Мирзоева, которая в 2000 году была назначена Главным государственным санитарным врачом по ЧР.

Таисия Абуевна в сложное и трудное время послевоенной разрухи и общественно- политической нестабильности смогла успешно руководить и возродить санитарно-эпидемиологическую службу Чеченской Республики. За сравнительно короткий срок под ее руководством были восстановлены районные центры Госсанэпиднадзора, налажена эффективная работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сложных послевоенных условиях. Для лабораторий центров было доставлено и установлено необходимое оборудование. С 2005 года Центры Госсанэпиднадзора были реорганизованы в Территориальное Управление Роспотребнадзора по Чеченской республике. Благодаря профессионализму и стратегическому мышлению Т.А.Мирзоевой удалось успешно решить вопросы реорганизации службы и внедрения новых направлений ее деятельности, укомплектовать территориальное Управление и его отделы, сплотить коллектив и направить проводимую работу на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Одновременно, для осуществления и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и лабораторных исследований был создан ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по ЧР», которое возглавила главный врач Мария Ахмедовна Ижаева. Гармонично дополняя друг друга, два руководителя, объединив знание и профессионализм, дополнили систему правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с ними трудится очень надежный коллектив, без понимания и поддержки которого, по признанию Т.А.Мирзоевой, она бы просто не выдержала напряжения и высокого ритма интенсивной работы. А коллектив в свою очередь гордится уникальной работоспособностью и незаурядными качествами руководителя.

Одним из важнейших этапов деятельности санитарной службы явилась организация нового отдела, основная цель которого –защита прав потребителей, начальником которого является Юнусов А.

Многое делают в становлении нашей службы главные врачи Ш.В.Ахмадов, Э.Автарханов, Сардалов Э., зам.руководителя Управления Висаитова Л.В., начальник ОСН Зайтаева Х.У.

В настоящее время санитарно-эпидемиологическая служба Чеченской республики представляет собой высокоорганизованную структуру с жестким вертикальным управлением, что позволяет оперативно и высокоэффективно реагировать на осложнение ситуации и одновременно настойчиво и последовательно проводить масштабные мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия. Проводится большая работа по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой в Чеченской Республике, заболеваемостью населения, проведением мероприятий по оздоровлению внешней среды. Анализ основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в 2006г., показал некоторое их улучшение. Связано это, прежде всего с восстановлением экономики Чеченской Республики.

Определенные успехи были достигнуты в результате проведения комплекса организационно-профилактических мероприятий. Снизилась заболеваемость по 28 нозологическим формам, прежде всего по кишечным инфекциям, вирусным гепатитам А и В, коклюшу, эпидемическому паротиту, коревой краснухе, менингококковой инфекции.

В 2006 г. серьезное внимание уделялось вопросам обеспечения санитарной охраны территории Чеченской Республике от заноса карантинных и других инфекционных заболеваний, а также ввоза санитарно-опасных грузов.

Проведена большая работа по переводу деятельности Управления и учреждений Роспотребнадзора в Чеченской Республике сметного бюджета на бюджетирование, ориентированное на конечный результат. Определены расходы надзорных мероприятий, необходимых экспертиз лабораторного обеспечения и конкретные целевые показатели на 2007-2009 годы.

С целью организационного и методического обеспечения перехода на бюджетирование, ориентированное на результат в 2006 году разработаны 9 ведомственных целевых программ, по которым будет осуществляться деятельность Службы в последующие годы.

Реализация программных мероприятий позволит сконцентрировать использования финансовых ресурсов (в том числе бюджетов разных уровней) на наиболее актуальных направлениях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Чеченской Республики.

Результаты работы Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике позволили выделить приоритетные задачи по предупреждению влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения:

  1. Реализация государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
  2. Совершенствование системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля:
    • за реализацией и качеством пищевых продуктов;
    • в сфере охраны и укрепления здоровья детей и подростков;
    • в области радиационной безопасности:
    • за созданием безопасных условий труда, профилактикой профессиональных заболеваний:
    • за водоснабжением и водоотведением в городских и сельских поселениях.
    • деятельностью предприятий, занятых сбором, транспортировкой, утилизацией твердых бытовых и медицинских отходов.
    • в области защиты прав потребителей:
    • эпидемиологического надзора на территории Чеченской Республики с целью предупреждения, выявления причин и условий возникновения, распространения инфекционных заболеваний и принятием мер по их ликвидации.
    • за реализацией в Чеченской Республике Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения по направлениям:
      • «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных»;
      • «Дополнительная иммунизация населения».
    • за мероприятиями по санитарной охране территории от завоза и распространения особо опасных инфекций.
    • за комплексом мероприятий по подготовке к возможной пандемии гриппа.
    • за природно-очаговыми инфекциями.
    • за реализацией на территории Чеченской Республики комплекса мероприятий по поддержанию статуса Российской Федерации как территории, свободной от полиомиелита.
  3. Организация ведения социально-гигиенического мониторинга на территории Чеченской Республики с целью установления, предупреждения, устранения или уменьшения факторов и условий вредного влияния среды обитания на здоровье человека:
  4. Организация и обеспечение государственной регистрации продукции, веществ, препаратов и лицензирование отдельных видов деятельности Управления Роспотребнадзора по Чеченской Республике.
  5. Усиление контроля и надзора за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
  6. Информирование органов государственной власти Чеченской Республики, местного самоуправления, различных учреждений, ведомств и населения по вопросам санитарно-эпидемиологической обстановки и защиты прав потребителей.
  7. Совершенствование форм и методов работы со средствами массовой информации по освещению актуальных вопросов деятельности Управления Роспотребнадзора по ЧР, санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и профилактики инфекционных заболеваний.